Сочиняем музыку по первой фразе
Хочу написать серию постов о сочинении музыки и на примере своих композиций показать, что это не такое сложное занятие. Начнем с создания музыки по первой фразе.
Если вы пробовали сочинять стихи, то знаете, что с первой строчкой дело упрощается. Действительно, первая строчка задает тему. Чередование ударных и безударных слогов определяет размер стихотворения. Последнее слово рифмуется. Эти ограничения
При сочинении музыки можно использовать такой же прием. Логика развития музыки и гармонические отношения между звуками разворачивают начальный набор звуков в полное произведение. Я расскажу об этом приеме на примере своей композиции, черновую версию которой записал на видео. Название пока не придумал, поделитесь в комментариях идеями.
Основа композиции
Выбираем тональность. Я опустил расслабленные руки на клавиатуру. В левой оказалась октава до, в правой — октава ми. Это неполный
Добавляем ритм. Левая рука играет октавы через равные промежутки времени. Правая начинает вместе с левой, но затем отстает, и звуки до и ми начинают чередоваться. Такова наша первая фраза.
Добавляем движение. Левая рука постепенно спускается по звукам тональности
Определяемся с последовательностью аккордов. Продолжаем спуск и получаем C, Bm, Am, G, F, Em, Dm, E, Am/C. Обратите внимание на последние три аккорда. В предпоследнем бас повернул назад, в ми. Это нужно, чтобы сыграть основную формулу гармонии Dm — E — Am и перейти в параллельную тональность ля минор.
Добавляем мелодию. Сейчас правая рука играет звуки текущей гармонии, задерживаясь при ее смене. Это слишком скучно. Разрешим голосу правой руки отклоняться от этой схемы:
Форма
Первая часть готова. Она начинается в до мажоре и заканчивается в ля миноре. Звуки этих аккордов между собой сочетаются, так что после первой части повторяем ее же с другим аккомпанементом. Мелодия первой части сама по себе разнообразна, и я решил обойтись без вариаций. Повторять эту часть по кругу больше нельзя. Придумаем другие части.
Мелодическая пауза. Первая часть заканчивается в тональности ля минор, так что заполняю паузу звуками аккорда ля минор. Следуя приему первой части спускаюсь по ступеням: Аm, G, F, E. Повторяю первую часть.
Вторая часть. Чтобы повторить первую часть еще раз, опять переходим из ля минора в до мажор. Возьмем первые четыре аккорда золотой секвенции (Am, Dm, G, C) и поддержим простой мелодией.
Итоговая форма:
Часть 1* — часть 1 — мелодическая пауза — часть 1 — часть 2 — часть 1
Может быть, вместо слабой второй части я сочиню другой фрагмент, и композиция окончательно оформится.
В следующий раз поговорим о сочинении музыки к стихотворениям.
Оставьте свой комментарий