Сайт Романа ПарпалакаЗаметкиЖизньО лицееОлимпиады

Олимпиады

29 июля 2005 года

Одна из тех вещей, которые я вспоминаю, говоря о лицее, это олимпиады. Они начинались после зимних каникул. Редкие выходные до весенних каникул были свободными. Математика, физика, химия, информатика… Лицейские олимпиады, районные, городские, республиканские… Не то, чтобы это было мне сильно нужно. На олимпиады я ходил из спортивного интереса. Как говорится, на других посмотреть и себя показать. Единственными олимпиадами, дававшими какое-то преимущество, были республиканские олимпиады в 12 классе: обладатели призовых мест освобождались от выпускных экзаменов по соответствующему предмету.

Итак, всё началось в 4 классе, когда я занял третье место на лицейской олимпиаде по математике. Потом в 5 классе я занял второе место (первого не занял никто, так как никто не набрал необходимого числа баллов). Тогда же я занял первое или второе место в районной олимпиаде и прошел на городскую. Там я занял третье место. Мне тогда казалось, что это очень почетно. Сейчас, конечно, я так не думаю. Действительно, что такое третье место на городской олимпиаде в 5 классе? Столько всего могло измениться… И изменилось. В 6 классе районную олимпиаду я провалил. В 7 классе ситуация была аналогичная. Но я каким-то чудом попал на городскую олимпиаду, и занял там первое место. До 12 класса на городе я занимал первые места. Иногда у меня было больше всего баллов. Иногда меня опережали.

По математике проводились и другие олимпиады. Например, Соросовская олимпиада. Кажется, ее проводили в 6 и 7 классе у нас в лицее. Наши решения отсылали куда-то дальше по почте. В одной из них я решил 4 задачи из 6. На перерыв мы вышли с Яном Розенштейном. Он решил те же 3 задачи, что и я, а также еще одну задачу из тех, что я не решил. Там спрашивалось, какие последние цифры в числе 6251998 + 3761998. Я не знал, как ее решить. Ян подсказал мне. Как оказалось, 625 и 376 — так называемые автоморфные числа, их квадраты (а значит и любые степени) заканчиваются теми же цифрами: 625 и 376. Поэтому то число оканчивается на 001. Я подсказал Яну решение той задачи, с которой он не справился. Потом Ольга Викторовна Петелина, завуч и учитель математики, проходила и сказала:
— Если вы решите три задачи, то это уже хорошо.
— А если я решил пять задач? — спросил я.
— Ну тогда дедушка Сорос должен вам памятник поставить!

Еще по математике проводилась Международная Олимпиада «Кенгуру». Формат — 30 небольших задач, которые надо было решить за полтора часа. Участвовали все желающие. Классе в 9 или в 10 я набрал высший балл — 150 очков.

Следующими начались олимпиады по физике. На районе у меня всегда было первое место. В 12 классе был даже такой случай. Человек, занимавшийся подготовкой и проведением районной олимпиады, давал какое-то напутствие, и что-то говорил про списывание — что оно не поможет и что надо решать самостоятельно. Потом он плавно перешел к такой фразе: «Я, вот, знаю, например, что Парпалак займет первое место». Думаю, его слова на участников воздействовали не лучшим образом :)

Еще один забавный случай произошел в 8 классе на практическом туре городской олимпиады по физике. В списке оборудования были указаны две нитки, а мне выдали только одну. Я сказал об этом преподавателю в аудитории. Преподаватель оказался не без юмора. Он взял мою нитку и сказал:
— Вот, человек пришел на олимпиаду и ему надо две нитки, — и разорвал нитку на две части. — Хочешь четыре нитки?
Еще один парень попросил ложку, которая тоже была в списке оборудования.
— Вам вместо ложек дали пробирки.
— Мне надо гирьку достать, она упала в стакан с водой.
Преподаватель многозначительно сказал «А!» и дописал в список оборудования: «Пальцы».

Очередным этапом были республиканские олимпиады. Они проводились на весенних каникулах. По словам организаторов, чтобы мы больше ни о чем не думали. Однако, как всегда, получалось наоборот. Олимпиады по разным предметам накладывались друг на друга. Весенние каникулы длятся всего неделю, а олимпиада — четыре дня: открытие, первый тур, второй тур, закрытие.

В 8 классе я участвовал только в республиканской олимпиаде по математике. Тогда я был на третьем месте. Результаты по другим республиканским олимпиадам приведены в табличке.

класс математика физика химия информатика
9 1 2 1 -
10 2 2 2 -
11 2 2 1 -
12 2 1 - 2

Самый курьезный случай, связанный с олимпиадами, это городская олимпиада по биологии в 10 классе. Я и раньше иногда ходил на лицейские олимпиады по биологии, географии, истории. Но из этого ничего хорошего не получалось. Тут, видимо, всем остальным биология надоела, и учительница решила отправить меня. Я согласился. Перед олимпиадой что-то почитал, подготовился. Олимпиада состояла из теста на 50 вопросов. В каждом четыре варианта ответа. Я знал ответы на 12 вопросов. По поводу остальных ответов я сомневался, а некоторые вообще не знал. За 40 минут я всё написал и ушел (олимпиада длилась 3 часа). Как потом оказалось, на этой олимпиаде я занял второе место. Вот уж действительно удивительный результат.

В том году я попал на республиканскую олимпиаду по биологии. Но тогда с ними складывалась неблагоприятная ситуация: биология накладывалась на математику, а физика на химию. Классный руководитель Инга Борисовна Балан договаривалась с организаторами олимпиад по биологии и физике, чтобы я писал эти олимпиады после обеда, чтобы можно было успеть на все олимпиады. В итоге, когда после математики мы приехали на биологию, нам заявили, что решения того тура, который я должен был писать, уже вывешены, хотя я их не видел, и поэтому писать олимпиаду я не могу. Но я не сильно сожалею по этому поводу, особо сильным биологом я никогда не был.

С физикой повезло больше. После теоретического тура по химии мы поехали в университет, в котором проводилась олимпиада по физике. Чтобы не попадать в такую же ситуацию, как с биологией, первую половину дня в университете дежурил Алексей Васильевич Бардук, преподаватель информатики и физики (у меня он вел только информатику). При этом он успел порядком надоесть декану физического факультета, который был председателем олимпиадной комиссии. Но в итоге с физикой было всё в порядке.

Из таблички можно заметить, что по математике лучший результат у меня был в 9 классе. Я связываю это с отсутствием серьезной подготовки. Другие призеры занимались подготовкой целенаправленно к этой и к международной олимпиаде. При такой конкуренции подготовиться самостоятельно весьма трудно. В лицее единственным видом подготовки были спецкурсы. Но спецкурс по математике начался только в 11 классе, и особо много он дать мне не мог.

Вообще, математика хорошо поставлена у нас в республике. На Международных олимпиадах Молдавия из года в год завоевывает медали, в том числе и золотые, чего нельзя сказать о физике и, особенно, о химии. С этим я связываю и свои результаты по химии. Хоть я не интересовался ей так, как физикой (там и интересоваться особо нечем, ведь химия может рассматриваться как подраздел квантовой механики, изучающий решение уравнения Шрёдингера для нескольких протонов, нейтронов и электронов), результаты в республиканских олимпиадах по химии у меня неплохие.

Республиканская олимпиада по физике в 11 классе — это вообще отдельный разговор. В решении одной задачи все, кроме меня, и даже комиссия, сделали ошибку. Хотя на апелляции комиссия согласилась(!), что в этой задаче не всё так просто, как у них в решении, оценки не были пересмотрены. Я до сих пор на них обижаюсь. Но не только на них, на себя тоже. Тогда можно было это довести до конца, обратиться в министерство и т.д. Ведь если бы я занял тогда первое место, то участвовал бы в Международной олимпиаде. А так я до конца бороться не стал. Зря…

С физикой всегда происходили всякие странности. В 9 классе одна задача была решена неверно, а в решении еще одной задачи была допущена существенная ошибка. В 10 классе в решении одной задачи необходимо было использовать производную, хотя по программе производную проходят в 11 классе. На наши возражения нам ответили примерно следующее:
— А вот у нас в прошлом году тоже в 10 классе был один мальчик, который все задачи решил с помощью интегралов. Но все неправильно…

В 12 классе на апелляции декан физического факультета Петр Алексеевич Гашин заявил преподавателю, который хотел поднять оценку одному участнику:
— Вы что! Нельзя поднимать оценку на 3 балла, а то подумают, что комиссия тупая!

В 12 классе химия опять совпала с математикой. На этот раз нам навстречу не пошли. Я выбрал математику, так как мог освободиться от выпускного экзамена по ней. В итоге я освободился от трех экзаменов из шести: от математики, физики и информатики. Но лучше бы я не писал три других: румынский, английский и литературу.

По счастливой случайности тогда же (в 2004 году) Международная Менделеевская олимпиада по химии проходила у нас в Кишиневе. В ней участвовали страны СНГ, а так же впервые Румыния и Болгария. За прошлые заслуги меня взяли в команду. Конечно, задания там были не из легких. Особенно по органической химии. Их я оставлял, решал задачи из физической химии, из неорганики. На экспериментальном туре попалось вещество, которое называлось семикарбазид. Я и понятия не имел, что это такое. Из названия можно было подумать, что это что-то типа CH3—(CH2)5—CN. Я так и написал. Как оказалось, семикарбазид это NH2—CO—NH—NH2. Можно долго гадать, чего тут семь в этом семикарбазиде. В итоге у меня была бронза.

Призеры Менделеевской олимпиады могли поступать на химический факультет МГУ без экзаменов. Меня это не привлекало, и пользоваться их предложением я не хотел. Но самое интересное было другое. Впервые на этой олимпиаде проводили дополнительный необязательный физический тур. А вот по физике занять призовое место среди химиков труда не составляет! Так что я был одним из трех победителей этого дополнительного тура (какое именно я там занял место и сколько набрал баллов, не знаю). Поэтому у меня было приглашение поступить без экзаменов и на физический факультет МГУ. Этот вариант я рассматривал как запасной.

Безусловно, вершиной олимпиад и моим самым большим достижением следует считать Международную Олимпиаду по физике 2004 года, проходившую в Южной Корее, на которой я завоевал серебро. Но это уже другая история.

Поделиться

Читайте также

Физики и лирики
— так что у тебя впечатления от немецкого? что туповат язык? — А то ты не знаешь, что не гуманитарный склад ума у меня.
2007
Поступление в МФТИ
Общежитие ФОПФ, март 2004
2005

Корея
Рассказы о 35-й Международной физической олимпиаде, проходившей с 15 по 23 июля 2004 года в Корее.
О выборе профессии
Я никогда не мечтал поступить в какой-нибудь вуз на определенную специальность.
2007

Комментарии

#1. 26 февраля 2006 года, 11:20. meerim пишет:
Напишите задачи на республиканской олимпиаде
#2. 26 февраля 2006 года, 13:18. Роман Парпалак пишет:
1. Какой предмет вас интересует?
2. Сейчас я не могу их опубликовать, независимо от предмета. Это может произойти только летом.
3. Публикация задач не входит в формат этого сайта. Конечно, если в этом есть необходимость, то я могу в будущем открыть соответствующий раздел или даже отдельный сайт.
Но в любом случае, за несколько дней это не делается. Попробуйте поискать в Интернете другие сайты. Могу посоветовать, например, сайт математических олимпиад http://zaba.ru/.
#3. 24 апреля 2006 года, 08:07. Танечка пишет:
Надо ответы на «Кенгуру»
#4. 24 апреля 2006 года, 09:47. Роман Парпалак пишет:
Ответы есть на официальном сайте «Кенгуру» в России (http://www.kenguru.sp.ru/).
Учитесь пользоваться поисковиками.
#5. 4 декабря 2006 года, 22:31. яна пишет:
ДА ТЫ ПРОСТО МОЛОДЕЦ, СТОЛЬКО РАЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВЕЗДЕ ПРИЗОВЫЕ МЕСТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я НИКАК ПО ХИМИИ ПРОБИТЬСЯ НЕ МОГУ, А ТЫ СРАЗУ 4 ПРЕДМЕТА…………..
#6. 1 февраля 2007 года, 22:49. Ольга пишет:
Я хотела бы участвовать в республиканской олимпиаде по химии в г.Кишиневе,как узнать, когда и где она состоится? Сама живу я в Приднестровье.

#7. 2 февраля 2007 года, 23:03. Роман Парпалак пишет:
2 Ольга:

Напишите мне письмо (e-mail внизу каждой страницы сайта или в разделе «О проекте»). Я вам перешлю телефончик ответственного человека в министерстве образования. А вообще республиканские олимпиады проводятся обычно на весенних каникулах.
#8. 27 февраля 2007 года, 11:44. Настя пишет:
Ты просто гений!!! Интерсно, а в интернете есть задачи на этот год?
#9. 5 июня 2007 года, 12:31. Explos1Ve пишет:
Да, математика в Молдове хорошо поставлена…
У нас есть такие ученики, которые начиная с 8 занимают места на мировых математических олимпиадах, а начиная с 10 класса показывают абсолютные результаты, становясь лучшими из лучших на планете. Потом они поступают в такие универы как Гарвард и Принстон и затем работают в Google и Microsoft. Неплохо…
#10. 5 июня 2007 года, 12:58. Роман Парпалак пишет:
Когда есть деньги, то и олимпиады не нужны.
#11. 5 июня 2007 года, 15:18. Explos1Ve пишет:
Я не согласен. В 10 классе Юре Борейко за абсолютное первое место в мире и за нестандартное решение одной задачи предоставили бесплатное место в Гарварде, США ему будет ежегодно выплачивать $46000. В 11 классе на межнаре он опять набрал 42 балла из 42, но ничего нового на нашей планете ему уже не могут предложить. В этом году он опять поедеть на межнар в Вьетнам и если возьмет золотую медаль, то попадет в книгу рекордов Гиннеса.
Могу сказать, что он не очень богатый, вырос без отца, поэтому выражение ''Когда есть деньги, то и олимпиады не нужны'' здесь не неуместно.
#12. 5 июня 2007 года, 15:56. Роман Парпалак пишет:
В этом случае я соглашусь. Но в предыдущем комментарии было использовано множественное число.
#13. 5 июня 2007 года, 23:03. Explos1Ve пишет:
Есть и другие люди в Кишинёве, которые начиная с 9 класса брали на IMO различные медали, в том числе и золотые.
Им также не отказали в поступлении на бюджет в США.
Главное, вовремя сдать такие экзамены как SAT-II и TOEFL, тогда есть есть шанс поступить туда.
На мой взгляд, лучшим вариантом является поступление в Вузы стран СНГ, а спустя 4-5 лет поехать в США, по программе Graduate
#14. 5 июня 2007 года, 23:58. Роман Парпалак пишет:
Я, всё-таки, сомневаюсь, что в университетах США есть такая вещь, как бюджетные места. Может быть, речь идет о каких-нибудь дополнительных стипендиях?

Для каждого человека лучший вариант — свой. Меня в Америку никогда не тянуло. Там меня никто не ждет.

Думаю, что качество образования в МФТИ не уступает, например, тому, которое студенты получают в Массачусетском Технологическом.
#15. 6 июня 2007 года, 12:42. Explos1Ve пишет:
В Американских университетах есть такая вещь как Financial Aid. В зависимости от каких-то факторов студентом может оплачиваться не вся сумма за обучение, но всё же что-то платить надо… Но существуют и случаи когда студенты поступают на 100% бюджет. Согласен, что МФТИ не уступает MIT. Но следует думать о будущем, ведь в Америке люди из научной сферы ценятся куда сильнее, чем у нас и перспектив у них там больше. Могу сказать, что толковых русских ученых они берут на расхват и предоставляют им такие условия, что тут и не снилось.
#16. 6 июня 2007 года, 14:04. Роман Парпалак пишет:
Всё относительно. Судя по разговорам здесь — в Америке ученые тоже много не зарабатывают (относительно американских заработков).

Есть еще один вариант: жить в России и ездить в командировки, например, в Европу.
#17. 15 июня 2007 года, 20:04. Олег Французов пишет:
«На этот раз нам на встречу не пошли.»

Исправьте опечатку в слове «навстречу».
#18. 15 июня 2007 года, 22:50. Роман Парпалак пишет:
Спасибо, исправил.

Летом, во время работы над новым движком, перечитаю все статьи, отредактирую их, исправлю ошибки.
#19. 7 августа 2007 года, 01:31. пишет:
Роман,гением не назову, но упорства тебе не занимать.
Полностью солидарен на счет США.
В наше тяжелое время мало патриотов!

аспирант ИФХЭ РАН
#20. 7 августа 2007 года, 03:07. пишет:
Спасибо. Просто товарищ Explos1Ve, в очередной раз поменяв свой ник, пытался меня опустить.

В России тоже можно найти хорошие условия. Как раз собираюсь написать в новой заметке в том числе и об этом.
#21. 26 января 2008 года, 15:27. Денис пишет:
Привет!
Что-то мне кажется, что «семи» в слове семикарбазид обозначает «половина». Во всяком случае есть вещество карбазид (читай тут http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron … /48696.htm). А число семь по-латыни «обозначается» как «гепт» (пример — гептан).
#22. 26 января 2008 года, 17:21. пишет:
Да, похоже, вы правы. Особенно, если учесть, что на английском название у этого вещества — такое же (http://en.wikipedia.org/wiki/Semicarbazide).

В статье просто был отражен ход моих мыслей на олимпиаде.
#23. 19 марта 2008 года, 22:31. пишет:
Отправьте мне пожалуйста задания по «Кенгуру» за 2008 год за 7 класс ! Пожалуйста! Срочно)))
#24. 20 марта 2008 года, 23:08. пишет:
Официальное заявление.

У меня нет условий, задач, ответов или чего бы то ни было, связанного с олимпиадой Кенгуру.

Спасибо за внимание.
#25. 29 марта 2008 года, 18:42. Anton пишет:
Мне любопытно сопоставление с Россией. Республиканская по уровню отбора равна нашим областным или региональным? А задачи у вас на каком языке были?
#26. 29 марта 2008 года, 19:04. пишет:
Республиканская — это заключительный этап по всей Молдавии. Для Кишинева этапы олимпиад были такими: школьные -> районные -> городские -> республиканская. Для других населенных пунктов этапы могли немного отличаться. Понятно, что в России этапов больше :) Сопоставление между уровнями делайте сами.

Задачи в двух вариантах — на молдавском и русском. Я пользовался последним. Хотя в случае ошибок было полезно и в первый заглядывать.
#27. 3 августа 2008 года, 22:36. пишет:
В этом году человек из Молдовы завоевал золото на IPho. О_о
#28. 3 августа 2008 года, 22:45. пишет:
Я знаю. Молодец.
#29. 22 декабря 2008 года, 17:47. пишет:
пожалуйста пришлите ответы конкурса кенгуру,за 11 класс.заранее большое спасибо.
мой эмейл.
kri7492@mail.ru
#30. 6 января 2009 года, 23:37. Inga пишет:
Перечитывала статью и, соответственно, комментарии. Сложилось впечатление, что математическая олимпиада «Кенгуру» вызывает наибольший интерес. ;) Повеселило :)Если условия заданий участники читают так же «внимательно», как и все, что написано в комментариях перед ними, то можно делать выводы.
#31. 20 марта 2009 года, 22:04. Дениска пишет:
Хех)
По запросу «ответы на кенгуру» эта страничка в гугле на 16 месте)) Так что из года в год ситуация с подобными просьбами будет повторяться… Правда меня поражают люди, совершенно, не смотрящие на то, куда они попали.
#32. 20 марта 2009 года, 22:12. Inga пишет:
Да я тут уже этому удивлялась! Представляете, как они работу пишут??? с таким-то вниманием ;) Рома, надо бы им послать ответы ;) (для таких внимательных — не важно какие и по какому предмету. Они всё равно не заметят :) )
#33. 22 марта 2009 года, 08:22. Дениска пишет:
А может для этой странички сделать всплывающее информационное окошко, эквивалентное Вашему заявлению, только покороче? =)
#34. 22 марта 2009 года, 10:43. пишет:
Не понял, какое информационное окошко.

Проще запретить комментарии для этой заметки.
#35. 22 марта 2009 года, 14:41. Дениска пишет:
Окошко с сообщением, что здесь нет ответов по Кенгуру))

Ну запретить — тоже вариант, только он слишком жесткий.
#36. 22 марта 2009 года, 18:02. Inga пишет:
Нет, не надо запрещать комментарии. Просто уже интересно наблюдать, как долго тут будут чего то ждать и просить не получая ответа ;) (интересно, они видят, что они тут не первые? )
#37. 22 марта 2009 года, 18:13. пишет:
Ничего, пройдет Кенгуру, я почищу лишние комментарии и всё опять станет хорошо :)
#38. 12 мая 2009 года, 21:25. пишет:
Слушай, у меня к тебе такой вопрос!!! По сколько часов в день ты занимался, включая выходные, праздники и так далее, чтобы достичь такого результата по различным предметам???
#39. 12 мая 2009 года, 22:51. пишет:
Если не считать время, потраченное на чтение интересных книжек по физике вроде Фейнмановских лекций, то нисколько.
#40. 16 мая 2009 года, 10:33. flypen пишет:
прочитав ваше последнее сообщение, создается такое мнение,что можно получить «серебро» на межнаре нисколько не готовясь к нему, тем самым Вы снижайте уровень этих олимпиад.
#41. 16 мая 2009 года, 10:48. пишет:
Насколько я понял, тот вопрос был не о международных олимпиадах, а об олимпиадах вообще. Если говорить о Международной олимпиаде по физике, то бронзу, например, вполне можно получить без особой подготовки.

Может быть, это я так о своем уровне ;)

Но тем не менее, факт остается фактом. О моей незначительной подгодовке к олимпиаде можно посмотреть здесь: http://written.ru/articles/stories/korea/mipt_entr

А тут я написал о самих заданиях: http://written.ru/articles/stories/korea/of_part
#42. 16 мая 2009 года, 11:30. flypen пишет:
Не сомневаюсь в Вашем уровне знаний. Но этот высокий уровень откудато взялся. Не с потолка же он свалился на вас.
Я уверен что даже на республиканском уровне без подготовки золота не взять.
За редким исключением (Лемешевский в прошлом году), я почти не вижу особых результатов по физике, химии. Да и по математике тоже (ушло поколение Борейко, Борсенко, Заморзаев).
#43. 16 мая 2009 года, 14:13. пишет:
Для меня — это обычный уровень :)
Высокий ли он, и насколько — судить не мне.

В школе я читал книги по физике, и еще спецкурс мне многое дал: http://written.ru/articles/stories/lyceum/ … al_courses
#44. 16 мая 2009 года, 14:48. flypen пишет:
На межнар по математике пробовали пробиться? На баражах принимали участие? Или математикой не очень увлекались?
#45. 16 мая 2009 года, 14:55. пишет:
Пробовал, участвовал, но безуспешно. По-хорошему, к ним нужно было целенаправленно готовиться, я же этого не делал.
#46. 28 сентября 2009 года, 20:22. пишет:
В школе постоянно списывала сам.работы и тут учиха по биологии говорит типа ты едешь на олимпиаду я была в шоке потому что ничего незнаю и тут посоветовали мне этот сайт ну вот заняла третье место по городу . Спаибо вам большое!!!
#47. 28 сентября 2009 года, 23:09. пишет:
Не совсем понятно, за что спасибо.
Но в любом случае — пожалуйста :)
#48. 22 октября 2009 года, 00:14. пишет:
здраствуйте!ваши результаты по этим предметам впечатляют но я иду на географию!вы можете что то подсказать?
#49. 22 октября 2009 года, 19:30. пишет:
Ничего конкретного. Полистайте учебник. Перед олимпиадой постарайтесь выспаться.
#50. 9 декабря 2009 года, 10:33. пишет:
Здравствуйте!
Нужна ваша помощь….
В спортклубе тренируются 100 спортсменов, у каждого имеется штанга весом от 1 до 100 кг. На какое наименьшее число команд можно разделить спортсменов так, чтобы ни в одной команде не было 2-х человек, штанга которого весит вдвое больше штанги другого? (задача для 1 класса)
#51. 10 декабря 2009 года, 20:38. пишет:
Две?

1 определяем в первую команду, 2 во вторую, 4 в первую, 8 во вторую и т.д. Берем наименьшее оставшееся число. Это 3. Определяем 3 в первую команду, 6 во вторую, 12 в первую, 24 во вторую и т.д. Опять берем наименьшее оставшееся число (5), раскидываем 5, 10, 20, 40… Продолжаем, пока не раскидаем все числа.
#52. 4 января 2010 года, 13:23. пишет:
Здравствуйте! А вы когда -нибудь сдавали тесты TOEFL? Если да, то расскажите как можно качественно подготовиться уже ко 2 туру? Да, и вообще все что знаете об этой программе. Заранее спасибо!
#53. 4 января 2010 года, 13:28. пишет:
Не сдавал, не знаю.
#54. 10 февраля 2010 года, 16:46. пишет:
Уважаемый Роман Парпалак,в субботу в моём городе намечается районная олимпиада по математике.Я переживаю,хотя годовился морально целый год.К олимпиаде годовился самостоятельно,незнаю правильно ли,я просто читал решения задач из зборника Виктора Яворского.Я всегда хотел поехать на международную олимпиаду.Помагите пожалуйста советом,вить для меня очень важна поддержка!
#55. 10 февраля 2010 года, 18:27. пишет:
Вот несколько советов.

Сначала нужно прочитать и осознать все задачи. Начинать с самой простой (у математиков, кажется, все задачи оцениваются одинаковым количеством баллов). Если не получается решить какую-то задачу, лучше не тратить время и подумать над другой, потом вернуться к старой.

Не стоит затягивать с оформлением задачи на чистовик. Можно приступить к оформлению, например, когда пройдет половина времени. Дальше затягивать не стоит, может не хватить времени для оформления, особенно если вы поймете, что где-то ошиблись.

Лучше не переписывать решения с черновика, а проделать вычисления заново, особенно, если черновик неаккуратен. Так можно будет найти, например, арифметические ошибки.

Решение должно быть достаточно строгим и полным с математической точки зрения (но слишком подробно расписывать решение тоже не надо). Проверяющим будет сложнее придраться к вашему решению. Один раз ко мне придрались и сняли один балл (из семи за задачу) за то, что я ввел некоторую величину p и не написал, что же это такое. Я подразумевал, что это обычное число. На апелляции мне ответили, а вдруг это комплексное число, или матрица, или еще что-то. Три символа (p принадлежит R) спасли бы меня от этой придирки.

Вот вроде и всё. А, еще, разумеется, нужно запастись бумагой для черновиков и ручками.
#56. 20 января 2011 года, 11:55. Ксения пишет:
вы мне можете помочь? хоть кто-то знает сайт, где можно увидеть результаты олимпиады(районой) по математике в кишиневе? уже все перерыла в гугл не могу найти
#57. 20 января 2011 года, 15:04. пишет:
Больше чем уверен, что нет такого сайта. Узнавайте у учителей.
#58. 18 января 2014 года, 20:17. Юля пишет:
Какую литературу стоит читать для олимпиад 10-ого класса?!

Оставьте свой комментарий


Формулы на латехе: $$f(x) = x^2-\sqrt{x}$$ превратится в $$f(x) = x^2-\sqrt{x}$$.
Выделение текста: [i]курсивом[/i] или [b]жирным[/b].
Цитату оформляйте так: [q = имя автора]цитата[/q] или [q]еще цитата[/q].
Других команд или HTML-тегов здесь нет.