Сайт Романа ПарпалакаЗаметкиЖизньМФТИУчеба в МФТИ

Учеба в МФТИ

17 марта 2007 года

Я учусь на третьем курсе факультета общей и прикладной физики МФТИ. Да, заметку об учебе можно было написать и раньше. Но захотелось мне ее написать именно сейчас.

Перед поступлением на физтех я думал, что наконец-то закончились литература и биология, и я буду заниматься теми вещами, которые мне интересны. На практике всё оказалось не так. Когда тебя заставляют чем-либо заниматься, в большей или меньшей степени возникает отвращение к этому.

Распространено мнение, что студенты на физтехе только и делают, что учат. Это не так. Конечно, в МФТИ меньше халявы, чем в других вузах, но это еще ничего не означает. Студенты — очень разные. Да, есть такие, которые занимаются целыми днями. Но есть и готовые посвящать время всему, кроме учебы. Таких оценка «удовлетворительно» вполне удовлетворяет.

В нашем общежитии пять этажей. Когда я приехал на поступление, меня поселили в комнату 533 на пятом этаже. Из нее студенты еще не уехали. Один занимался в горной секции, и у него было соответствующее снаряжение. В один прекрасный день… точнее, в одну прекрасную ночь (время подходило к полуночи) жители комнаты 533 решили прикольнуться. Этот студент забрал крепления, тросы и ушел. Через некоторое время мы увидели его за окном. Затем он спустился ниже и постучал в окно комнаты, где жили абитуриенты. Они, разумеется, опешили от такого. Студент спрашивает:
— Тут библиотека?
— Нет, вы, наверно, ошиблись этажом.


Комната 533. Июль 2004 года, за год до ремонта общежития

На первом курсе большая часть программы была мне знакомой. Другая же часть, не знакомая мне, проходила мимо меня. Конечно, я «знал» ее в той степени, чтобы получить отлично по зачету или экзамену. Но что значит хорошая оценка? По большому счету, ничего. Она не гарантирует, что полученное знание останется у студента на достаточный промежуток времени, и что он сможет его применять в нужных ситуациях. С другой стороны, не так уж и важно, да и не нужно помнить всё то, что предусмотрено учебным планом. Гораздо важнее знать, что искать и в какой книге искать, когда возникает соответствующая необходимость.

Тогда же, на первом курсе, я услышал мнение, согласно которому студент физтеха будет знать только то, что знал до поступления. Я многим говорил, что так и есть. В связи с этим хочу вспомнить анекдот.

Подходят к двум студентам МФТИ и говорят:
— Тут срочно нужно сдать экзамен по китайскому! Вы не сможете?
— А методичка есть?
— Да.
— Сейчас докурим и пойдем.

После первого курса прошло достаточно времени, и сейчас я с вышеприведенным мнением не соглашусь. Хотя знания не поступают со скоростью, предусмотренной программой, они всё же медленно впитываются мозгом.

Я собираюсь показать, что для успешной учебы на физтехе совсем не обязательно много заниматься. В конце первого семестра второго курса у нас было всего 4 экзамена: физика письменно, физика устно, математический анализ и теоретическая механика. Фактически, это был самый легкий семестр за три года обучения. В МФТИ есть правило, что экзамены можно сдавать досрочно, если по этому предмету нет письменного экзамена. Благодаря грамотно составленному расписанию экзаменов у нас была заманчивая возможность сдать математический анализ и теоретическую механику досрочно, потом сдать физику, освободиться 5 января и отдыхать больше месяца до начала следующего семестра. Многие воспользовались этой возможностью, в том числе и я.

В следующем семестре (это было год назад) у нас была куча экзаменов. Формально — 8, но если рассматривать семестровую контрольную работу по экономике как экзамен, то 9. Это была самая сложная сессия за 3 года. Повторить что-либо похожее на предыдущий семестр казалось нереальным. В общем, Mission Impossible. Но не для меня :)

Здесь стоит сказать о студенческих олимпиадах. По физике среди студентов второго курса МФТИ я разделил еще с одним парнем второе и третье места. А трех студентов, показавших лучшие результаты, освободили от экзаменов по физике. По математике среди студентов 2-6 курсов у меня был седьмой результат. Те, кто попал в первую десятку, могли сдавать досрочно экзамены по математике, даже если по соответствующему предмету есть письменная работа. Экономика была первым экзаменом, математический анализ шел за ней, дифференциальные уравнения я решил сдавать досрочно, от физики меня освободили, теоретическую механику я тоже собирался сдавать досрочно.

Оставался один предмет, который мог помешать моим планам — теоретическая физика. По ней не было письменного экзамена, значит, её в принципе можно было сдать досрочно. Но об этом никто из преподавателей и не заикался. Наш семинарист говорил, что согласно правилам, только один человек из группы может быть допущен к сдаче досрочного экзамена. Наш лектор, Семен Соломонович Герштейн, пожилой человек, и мне не хотелось его напрягать беготней, связанной с моим экзаменом, поэтому со всеми бумажками решил разобраться самостоятельно. Я спрашивал у него несколько раз, можно ли сдавать экзамен досрочно. Он согласился и задал для тренировки две задачи.

Я пошел в деканат, взял отрывной лист. Подготовился. И после последней лекции остался, чтобы сдавать. Нашу аудиторию заняли, и мы пристроились на подоконнике. Мы с ним побеседовали о синхротронном излучении, об ошибке в курсе теоретической физики Ландау и Лифшица. Во время беседы мимо проходила какая-то женщина. Увидев лектора, она остановилась.
— Семен Соломонович, как хорошо, что я Вас застала!
— Да, в программе изменений не будет. И вот билеты, в них тоже изменений не
будет. Я уже не буду подниматься на кафедру.
— Хорошо.
— А может, стоит распечатать билеты…
— Еще есть билеты.
— Нет, я имею в виду, где-то повесить, чтобы студенты готовились.
— Да Вы что?!! Они каждый выучит по билету, и придет сдавать.
— Ну так ведь они будут их тянуть.
— Оставьте. Они и не такое придумают.

Мы закончили разговор о синхротронном излучении, и я получил свою пятерку. Оставалось малое — на отрывном листе нужно было поставить штамп кафедры. Я поднимаюсь, захожу, а там… Там сидит эта женщина, которая проходила мимо нас. Понимаю, что это может усложнить всю процедуру, но сдаваться не собираюсь.
 — А вы знаете, я сдал досрочный экзамен. Не могли бы вы поставить штамп на отрывном?
 — Как сдали экзамен?!
 — Ну вот так.
 — Сидя на подоконнике??!!
 — Да…
 — Нужно было по-нормальному сдавать. Назначается день сдачи экзамена, делаются ведомости…
 — А я нигде не видел объявления о дате досрочного экзамена, и никто о ней не знал.
 — А они не всегда проводятся.
Я объясняю ситуацию, что приехал на учебу издалека, что по результатам олимпиады меня освободили от части экзаменов, другую часть я сдам досрочно, и осталась только теоретическая физика. Мой рассказ она воспринимала со вздохами и ойканиями, и на нее он подействовал положительно.
 — И у Вас, разумеется, нет разрешения от семинариста.
 — Почему нет? Есть, вот.
 — Ну хорошо, раз вы такой хороший студент. Просто студенты знают, какой добрый Семен Соломонович, и пользуются этим. Вот если бы досрочно сдали десять человек, тогда бы это было нарушение, а так всё нормально.

Сразу после я стал думать о других экзаменах. Нашел лектора по дифференциальным уравнениям. Спрашиваю у него, будет ли он послезавтра, чтобы сдавать экзамен. И тут я ляпнул фразу:
 — Сегодня я не готов сдавать.
 — А вы надеетесь за два дня выучить годовой курс?
 — Нет, я еще не совсем готов сдавать.
 — В таком случае надо говорить: «Осталось отточить некоторые детали».
 — Ну да, почти.
И я удалился читать чужой конспект лекций.

Отдельного рассказа достоин экзамен по теоретической механике. Лекции у нас читал академик Виктор Филиппович Журавлёв. Он положительно относился к студентам ФОПФа, и почти все мы приходили сдавать экзамен досрочно. На досрочном экзамене давал две задачи и задавал теоретический вопрос. Решаешь одну задачу — получаешь тройку. Две задачи — хор. Отвечаешь на теоретический вопрос и уходишь с пятеркой. Когда он не полностью доволен ответом на теоретический вопрос, задает дополнительный вопрос.

Я, разумеется, решил две задачи. Когда дело дошло до теоретического вопроса, Виктор Филиппович спросил про поведение собственных частот колебательной системы. К этому вопросу я не был готов, но помнил пример с лекции. Чтобы проиллюстрировать материал, Виктор Филлипович рассказывал о том, как по звону посуды определить наличие дефектов, трещин и прочего. Такие дефекты снижают жесткость системы и приводят к понижению частоты звука. Отталкиваясь от этого примера, я стал что-то говорить про поведение собственных частот. Видимо, не всё правильно, судя по ухмылке лектора и дополнительному вопросу:
— Напишите уравнение Уиттекера.
Этот вопрос застал меня врасплох, потому что про уравнение Уиттекера я вообще ничего не мог сказать.
— Я это уравнение давал на предпоследней лекции. И вы были на ней. Что вы на ней делали?

Я расстроился от того, что получаю четверку. Я должен был подняться, забрать зачетку и уйти, но не смог этого сделать, продолжил сидеть. В голове проносились мысли о последствиях. Четверка лишает меня повышенной стипендии на два семестра и идет прямиком в диплом. Попросить не учитывать результат досрочного экзамена и нормально подготовиться к основному экзамену? Или забить и освободиться пораньше? И тут Виктор Филлипович продолжает:
— Если хотите, я могу вам задать еще один дополнительный вопрос, но вам придется ждать окончания экзамена, когда все студенты сдадут.

Конечно, я хотел. Пока сидел, слушал ответы других студентов. Мой сосед по парте рассказывал про метод осреднения Боголюбова, и я видел всё, что он написал на бумаге. Отпросился пообедать в столовую. Когда все сдали, Виктор Филиппович спросил о методе осреднения Боголюбова. Я повторил услышанное ранее рассуждение и всё-таки получил пятерку.

После экзамена с Виктором Филипповичем Журавлёвым, 25 мая 2006

С тех пор я перестал надевать на экзамены футболку с международной олимпиады по физике.

Оставшиеся экзамены я сдал на пять. Чудом написал контрольную по экономике на 83 балла из 100 и не сдавал по ней экзамен. Да, мне пришлось потрудиться, потому что помимо досрочных экзаменов нужно было сдавать задания и зачеты. Но я освободился 1 июня, в то время как у остальных последний экзамен был 26 июня.

В прошедшем семестре многие сдавали досрочно экзамены. Кто по физике, кто по теории функций комплексной переменной. Я же в силу некоторых причин не сдавал. Да и смысла не было. Последним у нас был государственный экзамен по математике, который досрочно и не сдашь.

Вернемся к качеству знаний, получаемых студентами. Очень многое зависит от преподавателя. Преподаватели, как и студенты, бывают разные. Часто они дают стандартные приемы решения тех видов задач, которые будут на экзаменах. И только очень немногие стараются сформировать соответствующее мышление, развить интуицию в предмете. Я думал, стоит ли писать, что существуют преподаватели-халявщики. Быть может, это просто у меня такое предвзятое отношение к ним. Но после того как один сказал такую фразу: «Ваше образование меня совсем не волнует, я от вашего образования ничего не выиграю», мои сомнения по этому поводу окончательно рассеялись.

Как правильно организовать обучение? Это совсем не тривиальный вопрос. Как написано в эпилоге фейнмановских лекций по физике,

…обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но им оно почти не нужно.

Наверно, самое главное — не мешать тем, кто предрасположен к обучению. Зачастую преподаватели к этому не способны. Я часто думаю, что, может быть, мне стоило пойти на другой факультет, и заниматься не физикой, а компьютерами и программированием. Но, во-первых, нет гарантии, что тогда я бы не думал, что мне нужно было пойти и заниматься физикой. А во-вторых, сейчас у меня есть возможность узнать что-нибудь действительно новое и интересное о нашем мире. В эпилоге у Фейнмана дальше написано:

Смею заметить, наконец, что я не ставил себе целью подготовить вас к каким-то экзаменам и даже к работе в промышленности или в военном деле. Я хотел, чтобы большинство из вас смогло оценить красоту нашего прекрасного мира и вместе с тем получить физическое представление о мире, которое, я думаю, составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи. (Вероятно, найдутся преподаватели других дисциплин, которые захотят что-то возразить, но я-то знаю, что они абсолютно неправы.)

И если у нас в институте нет преподавателя, который ставил бы перед собой подобную цель, на этом пути можно действовать самостоятельно.

Поделиться
Посмотрите в блоге

Читайте также

Олимпиады
Одна из тех вещей, которые я вспоминаю, говоря о лицее, это олимпиады.
2005
Диплом бакалавра
На этой неделе я защитил бакалаврский диплом. «Выпускная квалификационная работа бакалавра» — таково его официальное название.
2008
Нужно ли учитывать посещение лекций на экзамене?
Как известно, многие преподаватели любят, когда студенты посещают их лекции. Проявляется это, в частности, в виде бонусов на экзаменах.
2009
Где учиться: на физтехе или физфаке?
По традиции июнь — жаркое время для выпускников. Сначала выпускные экзамены, потом вступительные.
2017

Комментарии

#1. 8 мая 2007 года, 18:50. C пишет:
Фейнман интересно [censored]. Погуглю про него. Это:

…обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но им оно почти не нужно.

Как интересно подметил. То есть, те, кто хочет учиться, те идиоты-фанатики, они [censored] с предметом, но сильно много ИМ пользы от этого не будет, так как это будет в ущерб личной жизни и жывотному щастью, а лентяи  — дебилы просижывают годы ради циферки на бумажке. Учиццо надо для какой-то цели и все полученные знания максимально использовать в жисти.
#2. 8 мая 2007 года, 21:10. Роман Парпалак пишет:
Вы не поняли мысли, высказанной Фейнманом.

Предрасположенность к образованию и усидчивость «идиотов-фанатиков» — полные противоположности. Фейнман писал о том, что образование в существующей форме больше подходит для вторых, а не для первых.

Постарайтесь придерживаться норм (литературного) русского языка, если не хотите, чтобы я удалил Ваши комментарии.
#3. 4 июня 2007 года, 01:29. Exabiche пишет:
Забавно. Неплохой подход к обучению в ВУЗе. Я уже думал, что людей, который действительно хотят УЧИТЬСЯ а не «получить красный диплом, корку, откосить от армии и пр.» не осталось. Снимаю шляпу :)
#4. 4 июня 2007 года, 21:43. Роман Парпалак пишет:
Честно говоря, я не знаю ответа на вопрос, действительно ли я хочу учиться. Но если бы мне нужно было получить корку, я бы пошел в вуз попроще. Или хотя бы на физфак МГУ.
#5. 29 сентября 2007 года, 01:10. andr пишет:
автор пишет:

Когда тебя заставляют чем-либо заниматься, автоматически возникает отвращение к этому.
К сожалению, такое произошло, пока параллельно со школой учился в ЗФТШ при физтехе, а потом это уже пересиливать не стал, пошёл вообще по другому пути.

Преподов-халявщиков вижу много, но часто ради одно-двух потом думаешь, как хорошо, что всё-таки попал в это время в это место :)
#6. 13 мая 2009 года, 17:44. quantum пишет:
Классно. Понравилась статья. А первая фотография напомнила недавнюю поездку на мартовскую олимпиаду.

Спасибо, Роман.
#7. 13 мая 2009 года, 18:33. пишет:
Да, в этом году снег растаял только в апреле :)
#8. 28 апреля 2010 года, 19:10. Марина пишет:
Отличная статья, Роман. Я хоть еще в 8-ом классе, но учусь в ЗФТШ, мечтаю поступить в МФТИ. Надеюсь что мое стремление к физике не пропадет из-за того, что меня будут заставлять заниматься этим делом =)Я думаю что бывает много ситуаций заставляющих пожалеть о том, что выбрал именно физику, но все это поправимо просто должна быть цель=)
#9. 28 апреля 2010 года, 23:22. пишет:
Это хорошо, конечно, когда есть цель. Просто иногда с течением времени человек может осознать, что вещи, о которых он мечтал несколько лет назад, слишком далеки от реальности.

У вас правильные мечты :) МФТИ — действительно один из лучших технических вузов России. Так что желаю их осуществления.
#10. 26 октября 2010 года, 08:26. Максим пишет:
Сейчас полная апатия преподавательского состава — не важно, изучаешь ты природу явлений или ходишь по учебным корпусам и пинаешь воздух — экзамен, в итоге, ставят. Это печально.
В многих учебных заведениях студентов держат только из соображений финансовой выгоды. Это кощунство.
Многие студенты поступают в учебные заведения для «откоса» от армии, получения штампа «прошёл» и т.д., а по окончанию идут торговать трусами (сильно грубо, но примерно так). Это ошибка социального устроя.
Про мечты. Многие вещи, о которых я мечтал и в итоге получил, не принесли мне радости и счастья. Слишком поздно, по сути, они мне уже были не нужны. Это время, каждой вещи — своё.
#11. 27 декабря 2010 года, 18:54. Dmitry пишет:
Автор пишет:

Когда тебя заставляют чем-либо заниматься, автоматически возникает отвращение к этому.
Интересно, но в моем случае, пожалуй, получилось ровно наоборот. Когда я поступил в Бауманку, наука мне была интересна, но не настолько, чтобы ей заниматься в свободное время. Инженерное дело мне дико не понравилось, и я решил отчислиться прямо с первого курса. Было это в декабре. На подготовку к поступлению в МФТИ у меня было более полугода. Понимая критичность положения, где-то с февраля так прочно засел за учебу, что сидел с 9 утра и до 9 вечера. В результате написал вступительные в МФТИ на 24 из 24 баллов. С тех пор много воды утекло, бывали четверки, а один раз — даже тройка за зачет. Но наука увлекает все больше и больше, хотя вроде бы заставляют ей заниматься больше с каждым семестром. Какая-то спортивная злость что-ли возникает: «Покажу-ка я им, что их предметы меня не сломают», и параллельно с этим сама наука начинает увлекать.
Сейчас на 3-м курсе ФПФЭ. Специализацию выбрал идеальную, интереснее элементарных частиц вряд-ли что-нибудь существует. И хотя, конечно, много ошибок было совершено как до, так и во время учебы в МФТИ (ту же тройку можно было не получать), сейчас не жалею ни о чем и понимаю, что без этого опыта я бы не состоялся как человек. Ошибки тоже полезно совершать, чтобы спускаться с небес и понимать, что есть еще над чем работать.
#12. 16 мая 2011 года, 17:05. Алекс пишет:
Роман, я тоже ФОПФ, черт знает на сколько лет старше Вас. И, прочитав Вашу статью, с радостью убедился, что пока еще ни время, ни «большие потрясения» дух Физтеха не изменил. Спасибо.
#13. 17 сентября 2012 года, 23:11. Роман пишет:
Отличная статья, сквозь ясные мысли, виден светлый разум, приятно, что в стране есть такие технари как вы Роман. Спасибо
#14. 23 февраля 2013 года, 22:31. Борис Кругликов пишет:
Посмотрел бы я на вас, если бы учились в мое время. Поступил в 1957 году, конкурс более 20 человек на место. Первая сессия-мат. анализ, 95 процентов два. Средний балл-2. 2 балла. И ничего досрочного никому и никогда. Недавно встречались выпуском на Физтехе, бы декан ФАКИ(я учился на аэромехе), сказал средний балл по матанализу 4,7 балла. А девушек неприличное количество. У нас было ДВЕ на 150 ребят.
Недавно столкнулся с выпускником с красным дипломом( в мое время о таком не слышали), так он мне заявил, что терема Виета не работает, когда дискриминант равен нгулю, мол корень один. Кажется, физтех приехал. Этот выпускник только репетитором работает после окончания.
#15. 24 февраля 2013 года, 11:09. Dmitry пишет:
Вы правы, Борис. Сейчас большинство студентов не знают, зачем они учатся на Физтехе, а большинство преподавателей не знают, зачем они преподают. Все прекрасно понимают: оценку поставят. Еще когда я учился на 1-м курсе, на сдаче мат. анализа передо мой сидела девушка, которая не могла доказать теорему о том, что производная в экстремуме равна нулю. Затем оказалось, что она и определения производной-то не знает. Как думаете, что она получила? 4.

В целом, на первых 3-х курсах требования еще какие-никакие есть. А вот начиная с 4-го курса учатся только те, кто действительно хочет в дальнейшем заниматься наукой.
#16. 23 марта 2014 года, 14:39. пишет:
Интересная статья, хотел бы узнать, на какой кафедре учиться автор?
Я учусь в 11 классе и хотел бы поступить на ФОПФ, на астрофизику. Что меня пугает, так это предстоящие трудности в поиске работы:говорят, что физики-теоретики могут работать в научных центрах России например(но там долгое время им не особо много платят) А за границу берут не всех. Реально ли будет найти работу?
Сейчас выбираю между Физтехом и Бауманкой(ИУ)
#17. 23 марта 2014 года, 15:16. Dmitry пишет:
Михаил, за границу после Физтеха поехать будет несложно — меня, например, почти во все университеты взяли, куда подавал, и я учился даже не на ФОПФе, а на ФПФЭ, и далеко не на одни пятерки. В России тоже, после ФОПФа-то, работу найти можно, но, вы правы, платят немного, и условия работы… не лучшие в мире.

Я учился в Бауманке один год перед тем, как перейти на Физтех. Вы должны понимать: это совершенно разные университеты. Бауманка — инженерный университет, и даже если вы поступите на кафедру ФН, все равно упор будет делаться на применение теоретической физики в инженерии. ИУ — еще более прикладной факультет. Если вы хотите заниматься «чистой» наукой, советую идти в МФТИ. Кроме того, академическая нагрузка в Бауманке гораздо ниже. На Физтехе первые 2 года по-настоящему тяжело учиться, зато потом умение работать в таких условиях очень пригодится.

Еще вам стоит рассмотреть ФизФак МГУ. Если вы хотите в теоретическую физику, то выбирать лучше между МФТИ и ФизФаком, вместо Бауманки. На ФизФаке, насколько я понимаю, учиться легче, так как там гораздо меньше внимания уделяется «общим» наукам и гораздо больше — непосредственно физике. Но по престижности и в России, и в мире, он не уступает МФТИ.
#18. 23 марта 2014 года, 18:13. пишет:
Михаил, если вы хотите серьезно заниматься наукой, то нужно планировать уезжать на запад. Вам говорят правду. Здесь сложно найти достойные условия, и обстановка в стране не предвещает скорых изменений.

Уехать за границу не проблема, если физика вам нравится и легко дается. Многие сокурсники уехали. Судя по рассказам, проще всего отучиться 4 года на физтехе и поступать в магистратуру в Америке. Или после 6 лет в аспирантуру в Европе. Желательно заранее найти будущего научного руководителя. Он поможет справиться с формальностями.

Напоследок открою секрет: с физтеховским образованием всегда можно найти работу, пусть и не по профессии :)
#19. 24 марта 2014 года, 09:22. пишет:
Спасибо! А все ли факультеты котируются для иностранных вузов?
Или какие-то в принципе лучше?
А еще вот, нужно ли заранее (перед непосредственно обучением в МФТИ) подтянуть что-то вроде химии, истории, информатики? И насколько хорошо ведут английский? Жаль будет потерять язык.
#20. 24 марта 2014 года, 12:22. Dmitry пишет:
Михаил, университет в целом котируется высоко, так что любой факультет для иностранных вузов подойдет. ФОПФ, конечно, лучше всех, но и остальные неплохи. У нас, например, много ребят с ФПФЭ уехали.
Подтягивать ничего дополнительно не нужно, программа в МФТИ по всем предметам самодостаточная. Но, конечно, чем больше вы будете знать к началу обучения, тем легче будет учиться.
Что касается английского, то его, по сравнению со школой, преподают хорошо, но если вы хотите учиться за границей, то самостоятельно тоже нужно будет готовиться. Вам понадобится сдать тест TOEFL или IELTS, и их будет сложно сдать по одной только институтской программе.
#21. 24 марта 2014 года, 12:47. пишет:
Хорошо. Еще бы поступить…У вас большинство на факультете по олимпиадам поступали?
У меня только по физике Физтеха призерство(может даже 2 степень), есть ли шанс поступить на ФОПФ? Смотрел проходной бал, там около 287
#22. 24 марта 2014 года, 15:31. Dmitry пишет:
Да, у нас почти все поступали по весенним олимпиадам, хотя я поступил по летним вступительным. Я не знаю, какая сейчас там система, но на ФОПФ, конечно, поступить нелегко. Если вы сомневаетесь, можете поступить и на другой факультет — хоть ФОПФ и считается лучшим, но и на ФПФЭ и ФАКИ есть хорошие возможности заниматься астрофизикой. Да и перевестись на ФОПФ всегда можно после 1-2 курса, у нас многие ребята это делали. Главное — постарайтесь найти научного руководителя как можно раньше, желательно не позже 2-3 курса, и начните что-то с ним / с ней делать. Опыт работы в научной группе очень сильно увеличит шансы на поступление в американскую или европейскую аспирантуру в топ-10 университетов.
#23. 8 мая 2014 года, 18:53. Илья пишет:
Расскажите кто-нибудь об учёбе на ФФКЭ.
#24. 9 июля 2014 года, 16:27. Люба пишет:
А меня очень интересует ФАКИ, системный анализ и управление.
Очень хотелось бы подробностей из первых рук. Учебный план, интенсивность нагрузки. Требуется ли и на этом факультете нежная любовь к физике и математике, или сгодится просто трудолюбие и прилежание? Тоже не обойтись без задачек на собеседовании? ЕГЭ ещё надеюсь вытянуть, на олимпиады, даже не буду пытаться замахиваться. Уже нет времени.
Привлекает фундаментальность даваемой базы, которую потом будет реально приложить к достаточно широкой сфере деятельности, но очень пугает репутация МФТИ, как места сосредоточения «фанатиков физ-мата» :), т.к. сама к ним не отношусь.

Заранее спасибо, всем кто сможет помочь.
#25. 10 июля 2014 года, 00:12. пишет:
У «физ-мата» не наберется столько фанатов :)

Трудолюбие — это уже многое. Но физика и математика должна нравиться, тогда проблем в учебе не будет. Иначе зачем заниматься нелюбимым делом?
#26. 13 июля 2014 года, 19:41. Люба пишет:
Ну кроме состояний любви- не любви, есть ещё промежуточное нечто.. :)
Не всех посещает муза призвания, чтоб прям понять, что это дело всей жизни..
Поэтому трезвый расчёт может быть не самой плохой вещью при осуществлении столь судьбоносного выбора, как выбор ВУЗа и специальности…
#27. 7 мая 2016 года, 19:52. Something Strange пишет:
Здравствуйте! Я выбираю ВУЗ для поступления на физфак и изучаю программы в различных ВУЗах. Насколько я понял, на ФОПФ курсы теорфизики начинаются на 1 семестр раньше, чем в других местах. Выходит, что атомка в курсе общей физики начинается одновременно с квантмехом из теорфизики? В первом семестре третьего курса. Это нормально?
#28. 7 мая 2016 года, 20:11. пишет:
Мы в этом проблемы не видели :)

На одном курсе будут обычные общефизовские оценки, на другом — уравнение Шредингера и математический аппарат квантовой механики. Я не уверен, что один курс обязательно должен читаться перед другим.
#29. 15 мая 2016 года, 08:43. пишет:
Закончил бакалавриат по хим. технологиям тюменский нефтегаз (так как местный и ради денег сейчас работаю в Сургутнефтегазе неплохо) Но все же вижу свой смысл жизни выше чем нефть и повышение ее отдачи( хотя уже придумал интересные вещи там, ибо без науки в том чем занимаюсь не могу, скучно и не хочу жить ради природных потребностей) Увлекаюсь интерпретацией квантмеха и космологией, человеческим сознанием (психиатрия) и нейрофармацевтикой и нейропроцессами, также нравится искать ассоциации и аналогии по типу фрактальных множеств и вышеперечисленного, связь цефализации и разума человека с этим же. Внутри дух Вернадского и Пригожина. Близки их философские мысли и есть свои размышления. Так вот вопрос, мне 23 и я хочу когда нибудь и как нибудь поступить на философский факультет мфти ( не люблю абстрактные и сложные расчеты и принцип «заткнись и считай») Мне ближе всего теоретически на основе опытов и полученных результатов интерпретировать и заниматься философией всего этого ( метафизикой квантовой механики и космологии, философией цефализации материи и самоорганизации квантовых систем, синергетикой) Как мне поступить? Мне не обязательно выезжать за гран, зарплата устроит хотябы чтобы на еду было, ибо смысл жизни вижу в своих размышлениях и открытиях ,а не потребительстве и бизнесе (своем деле) Где можно было бы у нас заниматься такой научной работой? Также иметь данные о последних открытиях чтобы верно и более полно, точно заниматься тем что меня интересует?
#30. 16 мая 2016 года, 09:25. пишет:
В МФТИ нет философского факультета, и философов он не готовит.

Есть и другие учебные заведения, которые могут вам подойти: http://written.ru/blog/2016/01/24/LHC_epistemology
#31. 2 августа 2016 года, 10:48. Людмила пишет:
Добрый день!Сын мечтал о МФТИ,факультет ФБМФ.На бюджет не хватило совсем немного.Я предлагаю ему пойти платно,а он сомневается,сможет ли учиться вообще,да тем более платно.В школе не филонил(это я не как мама,как строгий критик).Физика слабее,конечно,чем химия и математика,но не ноль.Помогите,если сможете нам решить-а надо ли?
#32. 2 августа 2016 года, 21:06. пишет:
Людмила!

Какие есть еще варианты? Чего хочет сам сын? Может ему нравится какой-то другой вариант, и поэтому он сомневается?

Если он хочет учиться на физтехе, то пусть идет, конечно. Со временем попробует перейти на бюджет.
#33. 26 мая 2017 года, 19:17. Олег пишет:
Роман, Вы я так понимаю давно закончили МФТИ. Что Все же делаете по жизни и как помогла учеба на физтехе. Сын хочет поступать. Но разгельдяй немного, с мозгами. Мобилизирует ли его окружение к работе или может перегореть из=за нагрузок.
#34. 27 мая 2017 года, 06:56. Евгений Царёв пишет:
Роману Парпалак
Роман, здравствуйте! Большое спасибо за Ваш сайт. Я физтех с 1973 г., ФОПФ и ФПФЭ («велиховский», «прохоровец»/ФИАН-ИОФАН ХХ в.). Убедился я — Физтех жив и будет жить По-настоящему. Евгений
#35. 27 мая 2017 года, 07:11. Евгений Царёв пишет:
Олегу (от 26.05. 17)
Олег, здравствуйте! Если Ваш сын поступит на Физтех, то не перегорит из-за нагрузок и окончит ВУЗ с высокой вероятностью успеха.
#36. 28 мая 2017 года, 20:39. пишет:
Олег, я закончил в 2010-м. Разрабатываю сложное программное обеспечение. Сейчас работаю в компании, которая делает программную платформу для нескольких банков. Напрямую учеба на физтехе этому не помогает. Но косвенное влияние есть :)

Я не очень представляю, как из-за нагрузок можно перегореть. Человеку либо нравится то, чем он занимается, либо нет. Пусть сын поступает и учится. Если не понравится, всегда можно перейти в другой вуз, в этом ничего страшного нет. МФТИ объективно один из лучших вузов России, так что есть смысл пробовать.
#37. 29 мая 2017 года, 00:10. Евгений Царёв пишет:
Олегу.
Олег, здравствуйте! Как отца я Вас понимаю. Отсев есть по двум годам обучения (в моё время около 8 %). Учиться трудно и (логическое) легко — нужно хотеть стать физиком. Физтех (МФТИ) — универсальный ВУЗ: подготовка самостоятельной жизни, как она не обернётся.
#38. 29 мая 2017 года, 11:51. Олег пишет:
Спасибо за ответы. Пробовать, конечно, стоит.
#39. 25 июня 2017 года, 06:50. Ксения М. пишет:
Роман, здравствуйте. Так случилось, что сын плохо сдал физику- 60 баллов. Что здесь: незнание, несерьёзное отношение к экзамену(писал его 2,5 часа — с наскока), надежда на математику (выполнил все, не было уверенности только в14, в итоге 88),- не знаю. С 10 класса мечтал об МФТИ. Прошлым летом попал на Олимпиадную школу, где ещё больше уверился в правильности выбранного вуза. Больших побед в олимпиадах не было. Но стабильно победитель /
Призёр по математике в городе. Даже на летней школе в МФТИ стал призером Но ситуация сложилась иначе. У меня два вопроса: стоит ли разговаривать с деканом о том, чтобы разрешил участвовать во Вступ. Испытаниях или бесполезно( минимальный балл 65). Куда пойти учиться, чтобы по окончании 1 курса можно было перевестись в МФТИ? Сыну ближе математика.
#40. 25 июня 2017 года, 10:23. пишет:
Ксения, к сожалению, я не смогу ответить на ваши вопросы, потому что давно не общался со студентами и преподавателями. Попробуйте спросить в группах Вконтакте факультета, на который сын хочет поступать.

Всегда есть смысл спросить — за спрос не бьют.

Не знаю, как сейчас с переводом в МФТИ, но раньше перевод был с потерей года. Если это не поменялось, то нет разницы, куда сейчас идти, потому что впереди всё равно первый курс.
#41. 9 августа 2017 года, 11:01. Олег пишет:
Здравствуйте Роман. Вопрос о выборе факультета. Говорят, что можно перевестись после курса второго на другой факультет, а программы на всех факультетах одинаковые первые два курса (при направлении одинаковом — прик. физика и математика). Но кажется мне, что базовые кафедры различны на факультетах, а значит уже будут ограничения.
Если пойти на ФУПМ не даст ли это ограничения по физике. И как на Ваш взгляд сравнения ФПФЭ, ФФКЭ с ФУПМ. Конечно, хотелось бы максимально интегрировать физику с ИТ сферой. Но не пострадает ли физика при поступлении на ФУПМ.
#42. 9 августа 2017 года, 23:34. пишет:
Это несущественное ограничение. Между группами и факультетами как раз и переходят для смены кафедры.

Когда я учился, для перевода между факультетами нужно было согласие деканов обоих факультетов. Так что вопрос сводится к разговору с ними. Я думаю, если объяснить деканам ситуацию, привести аргументы и даже спросить совета, то можно договориться, если вас что-то не будет устраивать.

Я не знаком с особенностями программы на ФУПМе, не могу сравнить.
#43. 10 августа 2017 года, 01:23. пишет:
Олег, здравствуйте! Я отвечаю за место Романа, коль я пенсионер, а у него нет времени ответить заданный Вами вопрос. Главное — если ты решил стать физиком будь им, и стань. Путь сложен и всегда труден : если у тебя это «детско-юношевское», изначальное увлечение, то держи его.
Вот мой совет.
П.С. В обращении за советом в 2017 августа 9-го числа слишком мало информации: с какой «школы» в какую «школу» студент захотел переводится. Да, и зачем ему это — ….. ?
#44. 31 января 2019 года, 12:10. Иван пишет:
[Извиняюсь, что без преамбулы]
Дело в том, что сейчас я на экономе в ВШЭ, но понял, что экономика мне ничуть не интересна и я очень хочу изучать физику. Но как известно, реальность отличается от желаний и возможно, что все будет не так, как мне это представляется.
Я уже спрашивал о физике у некоторых людей, которые имеют отношение к техническим наукам. К нам на курс перешел парень с 3 курса мехмата МГУ, но его слова меня не воодушевили. Он сказал, что та физика, о которой ты знаешь из научнопублицистических книг или из каких-нибудь около научных учебников типа «Абсолютного минимума» Файера совсем не такая же, как та, которую ты будешь изучать в универе. А в универе она покажется скучной, не такой «возвышенной», как в этих книгах и в общем, куда более рутинной.
Поэтому я пишу Вам и хочу узнать, так ли то, о чем он говорит и что Вы вообще думаете о МФТИ сейчас, какова там жизнь, каковы студенты, каковы плюсы и минусы. Так ли интересна университетская астрофизика, как о ней пишут в книгах.
Этот вопрос очень важен для меня, поскольку с одной стороны я понимаю, что не хочу связывать свою жизнь с экономикой, которая мне ничуть не интересна, а с другой стороны я очень сильно рискую в своих желаниях, потому хотя я и знаю необходимый курс по математике, но школьная физика полностью прошла мимо меня и я не знаю, насколько это вообще возможно хорошо подготовиться и написать физику.
В общем и целом, у меня сейчас действительно сложный период в жизни, вопрос этот серьезен, а время безжалостно и никого, как Вы знаете, не ждет.
#45. 31 января 2019 года, 23:30. пишет:
Иван, посмотрите мой ответ на связанный вопрос о выборе вуза: https://written.ru/blog/2017/06/25/mipt_vs_msu

На самом деле у вашего вопроса, как у айсберга, есть огромная подводная часть. Действительно, в универе физика может показаться скучной и рутинной. Но в универе есть преподаватели, учебники, проработанная программа. У вас есть желание, вы доучитесь.

Дальше на пути изучения самостоятельная работа. Учебники закончатся. По выбранной вами специализации будут только оригинальные статьи. Их изложение ориентировано на человека «в теме». Чтобы проследить за рассуждениями, не получится «заглянуть в ландавшиц», потому что ландавшица нет. Нужно перелопатить кучу предыдущих работ.

При этом вы будете общаться с коллегами, научным руководителем, участвовать в жизни коллектива, зарабатывать деньги. От рабочих и бытовых вопросов не уйти. И выбор изучать физику распространяется на работу и на быт.

Так что уже сейчас вы должны четко ответить на вопрос «что дальше». Что вы будете делать, когда изучите физику? Зачем вам это? Где будете работать? В какой лаборатории? С какими учеными? Я в свое время об этом не задумывался. Тоже хотел изучать физику. Думал, что остальное сложится само собой. Но это наивная точка зрения.

Прокомментировать текущее положение в МФТИ и, тем более, университетскую астрофизику не могу, давно не сталкивался.
#46. 14 марта 2019 года, 19:52. Ilnur пишет:
Роман, добрый день! Мечтал поступить ( и сейчас мечтаю) поступить в МФТИ на фбмф/кванты( в равной степени интересно и то и другое), но недобрал по баллам егэ ( поздно начал учиться, но физику освоил на уровне олимпиад). Сейчас учусь в Питерском политехе и стою перед выбором перевестись или перепоступить. Что на ваш взгляд будет правильнее? Критично ли пропустить какие-то моменты из первого курса ( если собираюсь догонять самостоятельно)?
Безумно интересна физика, люблю что-то делать своими руками.
#47. 18 июня 2019 года, 18:11. Анна пишет:
Добрый день, Роман. Что вы думаете о физфаке СПбГУ? Намного ли он хуже, чем МФТИ? Ценится ли диплом физфака СПбГУ за рубежом? Боюсь, что 288 баллов на ФОПФ будет не достаточно
#48. 10 февраля 2020 года, 02:12. Дмитрий пишет:
хочу пойти получить второе высшее в МФТИ. не будет ли сложностей с народом если я не столь юн как они? Приемная комиссия мне уже ответила, что ограничений по возрасту нет. Поступать буду на платное. готовиться уже начал.
#49. 10 февраля 2020 года, 09:15. пишет:
Дмитрий, я не общаюсь с нынешними студентами, поэтому не могу ответить абсолютно точно. В свое время у нас были восстановившиеся студенты постарше. Мы не воспринимали их как своих, как часть коллектива. С ними меньше общались. Не знаю, является ли это для вас сложностью. Проблем серьезнее у них не было.
#50. 10 февраля 2020 года, 11:56. Дмитрий пишет:
сложностью это точно не является, так как если бы я хотел найти клуб по интересам, то выбирал бы его не по критериям «лучший технический вуз страны». В свое время я 6 лет прожил в США, где на работе у меня были люди старше меня в 2 раза, и мы общались неформально на равных.
#51. 11 февраля 2020 года, 05:49. пишет:
Дмитрий, как здоровье Романа?
Физтехи, мы живы, продолжаем работать в науке. Организовали «группу БЛИЦ». В ней Итина и Царёв — физтехе, Лукьянчук — физфак, Бойко- советский физик из Харькова. Такова наша ситуация.
Но, среди нас нет молодых. Для себя считаю, что нужно передать наш опыт молодым /в сравнении с нами — это 78,75,64, 50 лет/.
#52. 5 января 2023 года, 22:03. Алла Михайловна пишет:
Как обидно и горько сознавать, что умные молодые головы (наша надежда на возрождение промышленности и отечественной науки) мечтают о МФТИ как о трамплине для работы и жизни за рубежом и материальном достатке. Ведь кроме красоты физического, химического мира есть еще и красота служения Отечеству, красота бескорыстия, трудового подвига…
Учитель и преподаватель вуза с большим стажем (специальность-химия).
#53. 22 февраля 2024 года, 00:34. Вокилгурк пишет:
Физтехами не становятся, физтехами рождаются.
Засылают американского шпиона на Физтех под видом студента. Через месяц — вычислен и арестован. Выменивают, возвращается, выясняют, почему провалился:
— Все в преферанс играть — а я лабу готовить. Вот и прокололся!
Засылают следующего — через два месяца та же история. Выясняют:
— Все в преферанс играть — и я играть. Все бухать — а я задавальник решать. Вот и прокололся!
Засылают третьего. Тот продержался полгода:
— Все в преферанс — и я в преферанс. Все бухать — и я бухать. Все сессию сдали, а я — английский завалил!
Вот такие раздолбаи становятся физтехами. Встретил одного такого после окончания, говорит, работаю врачом рентгенологом, почему, ответ: там женщины раздеваются.
#54. 22 февраля 2024 года, 00:41. пишет:
В мое время не было таких оценок, большинство по первому разу 2, а по второму 3. Зато у нас почти все со степенями и даже академики. Теперь таких не делают на Физтехе. А еще посмотрите в инете: как Партизан три мерседеса выиграл, вот это достижение, а то, что он доктор ф-м наук -это для него просто. Его ни в одно казино известное нигде в мире не пускают, боятся разорения.
#55. 22 февраля 2024 года, 12:06. пишет:
То, что мы называем системой Физтеха, было придумано Петром Леонидовичем Капицей еще в 1946 году. Он много работал с Резерфордом и с другими крупными учеными и считал необходимым, чтобы талантливые студенты как можно раньше начинали работать вместе с ведущими учеными, видел, что от этого выиграют как сами студенты, так и лаборатории, в которые они попадают
Такой путь он прошел лично, он очень рано стал работать на переднем крае науки. И он сформулировал три ключевых принципа своей системы. Первый — это отбор талантливых и способных юношей (о девушках нет речи) по всей стране, потому что везде рождаются талантливые ребята и важно не замыкаться на Москве и Московской области, а принципиально собирать лучших из разных регионов. У меня на факультете на 150 ребят было 3 девушки, в группе из 20 человек только 2 москвича, один из крутой школы с золотой медалью и я раздолбай из обычной филевской школы. Но известно, физтехами не становятся, физтехами рождаются.
Второй принцип: научными руководителями этих студентов должны быть ученые, которые работают на переднем крае науки и производства. Ребята как можно раньше должны погружаться в общение с теми, кто занимается реальной наукой, реальным производством, и чувствовать дух новых, актуальных современных задач.
Фактически же Физтех был классическим примером внесистемного органа — традиционного инструмента российского государства, призванного оперативно решать проблемы, непосильные для громоздкой и медлительной бюрократической машины. Из той же серии, например, что и какая-нибудь Администрация президента, дублирующая своими функциям работу штатных министерств. Насущные оборонные нужды требовали более современных и гибких умом специалистов, чем успевали подготовить для них всевозможные «политехи», «бауманка» и так далее, включая МГУ.
Особенность студентов Физтеха в том, что они умеют решать практические неструктурированные задачи. Поэтому мы хотим, чтобы везде, где нужны такого рода специалисты, они могли появиться.
Сначала я был ракетчиком в НИИ-88, потом спецом по криптологии после аспирантуры ВШ КГБ СССР, потом служил *военным дипломатом*, после службы стал профессором института иностранных языков имени Мориса Тореза (ныне МГЛУ).
Но новый ректор Ливанов тянет таких как Райгородский, чтобы разрушить систему Физтеха.

Оставьте свой комментарий


Формулы на латехе: $$f(x) = x^2-\sqrt{x}$$ превратится в $$f(x) = x^2-\sqrt{x}$$.
Выделение текста: [i]курсивом[/i] или [b]жирным[/b].
Цитату оформляйте так: [q = имя автора]цитата[/q] или [q]еще цитата[/q].
Других команд или HTML-тегов здесь нет.