музыка
Срываем покровы
Я впервые увидел клип на песню Shocking blue — Venus (та самая «шизгара») 10 лет назад. Большим открытием стало, что ее поет не мужчина, а женщина. Я даже в твитер 9 января написал: «Всю жизнь думал, что песню Shocking blue — Venus поет мужик».
Сейчас случилось еще одно открытие такого же масштаба. Медуза написала о группе «Everything But The Girl». И я с удивлением узнал, что голос, поющий песню «Missing» — тоже не мужской, а женский!
Интересно, какое открытие ждет меня еще через 10 лет.
Поиграл на рояле в аэропорту
Как просили в прошлый раз в комментариях, снял на видео, как поиграл в аэропорту. Не без ошибок, потому что клавиатура непривычная: черные клавиши оказались слишком тонкие. Да и месяц не садился за инструмент. Вот несколько фрагментов:
0:00 Разминка
1:20 Chilly Gonzales — Dot
1:51 Roman Parpalak — Ursa Minor
3:39 Ludovico Einaudi — Nightbook
5:22 Chilly Gonzales — Gogol
6:25 Secret Garden — Song from a Secret Garden
Видео Ирумы
Ирума — один из трех моих любимых композиторов. Я дважды был на его концертах. К сожалению, в интернете мало видеозаписей его игры в хорошем качестве. С удовольствием посмотрел недавно появившуюся запись, где он играет свои самые известные композиции.
Фортепиано ★
Позавчера улетел из Кишинева. В зале вылета опять поставили рояль. Не очень хотелось кому попало давать мобильник для съемки ролика. Вместо этого записал игру на своем инструменте. Это хорошо известная композиция:
А это новая композиция. С помарками, но зато сейчас, а не еще через три года:
Популярные песни сегодня и 20 лет назад
Рик Беато сделал два микса из 20 песен, популярных сегодня и в 1998 году.
Конечно, я буду говорить как старпер, что сегодня в моде помидоры вкуснее солнце ярче. Но даже непредвзятое сравнение показывает, что популярная музыка конца девяностых была разнообразнее и мелодичнее.
Сочинение музыки к стихотворениям
Когда моя знакомая (Олеся, привет) узнала, что я пытаюсь сочинять музыку, попросила сочинить
Слетают листья, словно конфетти.
Неслышно в доме сумерки вздыхают.
И наши одинокие пути
Созвездия в ночи пересекают.В чужой Вселенной, может, отыщу
Координаты тех пересечений.
Пройду до них по лунному лучу
Сквозь звездные холодные теченья.Настанет день, смогу тебя найти,
На просеках межзвездного пространства.
Сольются одинокие пути
В двоих сердец земное постоянство.
Включайте музыку и проследите, как на нее ложится это стихотворение.
Роман Парпалак: В чужой Вселенной
Дальше я расскажу, как сочинял эту композицию. К четверостишиям хорошо подходит последовательность аккордов золотой секвенции. Ее я и выбрал.
С мотивом оказалось сложнее. Сначала у меня выходила комбинация фрагментов готовых произведений. Вторичный результат не радовал, и я на несколько недель отложил занятие.
Вторая попытка оказалась удачнее. Я попробовал спеть про себя слова и нашел характерный подход с тремя затактовыми нотами.
При сочинении музыки к стихотворениям ритм во многом определен: каждому слогу соответствует своя нота мелодии. Тем не менее, остается некоторая свобода в выборе длительности нот.
В основе всех трех строф одна и та же часть с небольшими ритмическими и мелодическими вариациями, продиктованными различным текстом. Я разбавил строфы проигрышем с гармонией i VI VII V.
С Новым годом!
Под Новый год принято подводить итоги года уходящего. А я хочу вспомнить о событиях двенадцатилетней давности. Тогда на международной олимпиаде по физике мы обсуждали, что в Молдавии олимпиада будет проходить в 2017 году. Страна станет нормальной и достойно проведет олимпиаду. Но так не случилось. Власть передала (или продала?) это право Индонезии, и олимпиада будет на Бали.
Тогда казалось, что впереди много времени, и столько всего случится. Хоть я поступал учиться на физика, я выбирал между физикой и информатикой. Поэтому мало удивительного в том, что сейчас я зарабатываю программированием. Удивительно другое: за это время я заинтересовался и увлекся музыкой.
2004 год, поездка на вступительные экзамены, общежитие ФОПФ МФТИ:
Музыкальное поздравление с 2017 годом:
Сочиняем музыку по первой фразе
Хочу написать серию постов о сочинении музыки и на примере своих композиций показать, что это не такое сложное занятие. Начнем с создания музыки по первой фразе.
Если вы пробовали сочинять стихи, то знаете, что с первой строчкой дело упрощается. Действительно, первая строчка задает тему. Чередование ударных и безударных слогов определяет размер стихотворения. Последнее слово рифмуется. Эти ограничения
При сочинении музыки можно использовать такой же прием. Логика развития музыки и гармонические отношения между звуками разворачивают начальный набор звуков в полное произведение. Я расскажу об этом приеме на примере своей композиции, черновую версию которой записал на видео. Название пока не придумал, поделитесь в комментариях идеями.
Основа композиции
Выбираем тональность. Я опустил расслабленные руки на клавиатуру. В левой оказалась октава до, в правой — октава ми. Это неполный
Добавляем ритм. Левая рука играет октавы через равные промежутки времени. Правая начинает вместе с левой, но затем отстает, и звуки до и ми начинают чередоваться. Такова наша первая фраза.
Добавляем движение. Левая рука постепенно спускается по звукам тональности
Определяемся с последовательностью аккордов. Продолжаем спуск и получаем C, Bm, Am, G, F, Em, Dm, E, Am/C. Обратите внимание на последние три аккорда. В предпоследнем бас повернул назад, в ми. Это нужно, чтобы сыграть основную формулу гармонии Dm — E — Am и перейти в параллельную тональность ля минор.
Добавляем мелодию. Сейчас правая рука играет звуки текущей гармонии, задерживаясь при ее смене. Это слишком скучно. Разрешим голосу правой руки отклоняться от этой схемы:
Форма
Первая часть готова. Она начинается в до мажоре и заканчивается в ля миноре. Звуки этих аккордов между собой сочетаются, так что после первой части повторяем ее же с другим аккомпанементом. Мелодия первой части сама по себе разнообразна, и я решил обойтись без вариаций. Повторять эту часть по кругу больше нельзя. Придумаем другие части.
Мелодическая пауза. Первая часть заканчивается в тональности ля минор, так что заполняю паузу звуками аккорда ля минор. Следуя приему первой части спускаюсь по ступеням: Аm, G, F, E. Повторяю первую часть.
Вторая часть. Чтобы повторить первую часть еще раз, опять переходим из ля минора в до мажор. Возьмем первые четыре аккорда золотой секвенции (Am, Dm, G, C) и поддержим простой мелодией.
Итоговая форма:
Часть 1* — часть 1 — мелодическая пауза — часть 1 — часть 2 — часть 1
Может быть, вместо слабой второй части я сочиню другой фрагмент, и композиция окончательно оформится.
В следующий раз поговорим о сочинении музыки к стихотворениям.
С наступающим!
Давно я не поздравлял читателей с праздниками. И сейчас не стану писать банальные вещи. Просто верну долги в уходящем году.
Для меня год пролетел очень быстро. Сочинение музыки — одно из важных достижений. Приятно осознавать, что я достигаю успеха во всём, что мне интересно.
«Малая Медведица»
Когда случалось слышать
Как оказалось, научиться играть не так сложно, если есть желание и время. Я об этом еще напишу. Приятная неожиданность заключается в том, что у меня появились идеи собственных композиций. Послушайте наиболее проработанную под названием «Малая Медведица» (на картинке большая, я знаю):
Роман Парпалак: Малая Медведица
В следующих выпусках музыкальной рубрики я поделюсь другими своими произведениями.