Общество, наука и религия
Вера — это антоним знанию.
Источник.
Один из лозунгов антиглобалистов — не допустить того, чтобы люди стали однородной серой массой. Ясно, однако, что этого не будет никогда. Даже если
Но прежде чем спорить о том, станет ли человечество однородной серой массой, пусть антиглобалисты сначала докажут, что сейчас это не так. В противном случае их утверждение неправильно, и спорить тогда вообще не о чем. Чтобы разговор был более конкретным, я могу предложить несколько примеров, показывающих, что уже сейчас люди — однородная серая масса. Рассуждать я буду о США, чтобы никого из читателей не обидеть, но рассуждения эти (после небольших изменений) применимы и к другим странам.
Так уж получается, что некоторые признаки разделяют людей на группы. Мужчины и женщины. Высокие и низкие. Белые и негры. Умные и дураки. Толстые и худые. Богатые и бедные. Верующие и атеисты. Список можно продолжать долго, но нам пока хватит.
В некоторых группах одинаковое количество человек (например, мужчины и женщины), и деление на такие группы не вызывает ощущения неравенства (у нормальных людей, конечно). В других группах явно наблюдается неравенство. Например, богатые и бедные. Скажем, что в
В одних группах возможны переходы. Например, можно разориться или заработать, бросить пить пиво и заняться спортом или начать есть жирную пищу. В других группах переходы почти невозможны. «Почти» — потому, что операции по смене пола тоже делают.
Бывает, недалекие личности делают вывод о человеке, основываясь на принадлежности к той или иной группе. Они забывают, что каждый человек уникален. Поэтому я не люблю, когда меня
Итак, рассмотрим верующих и атеистов. Человеку присуще любопытство, стремление познать всё вокруг. Перед пытливыми умами открываются тайны мироздания, вместе с этим эволюционирует и картина мира в сознании людей.
Посмотрим на статистику религиозности некоторых стран:
США являются одной из самых религиозных стран мира, во всяком случае, самой религиозной среди индустриально развитых государств.
90% американцев заявляют, что верят в Бога, примерно 60% — молятся каждый день.
…
46% американцев еженедельно посещают церковь (синагогу, мечеть, храм и пр.) — аналогично поступают лишь 14% британцев, 8% французов, 7% шведов и 4% японцев, 2% россиян.
…
При этом религия остается важнейшим фактором мировой экономики. Экономисты Гарвардского Университета Роберт Барро и Рэйчел Макклири в 2003 году опубликовали результаты исследования, посвященного поиску взаимосвязи между степенью религиозности общества и уровнем развития экономики (впервые эту идею высказал знаменитый социолог Макс Вебер в 1930 году) … Исследователи пришли к выводу, что чем чаще жители страны ходят в церковь, чем больше склонны верить в загробную жизнь, тем быстрее развивается экономика.
Не нужно быть великим социологом или экономистом, чтобы понять, почему религия влияет на экономические показатели. Достаточно взглянуть в прошлое. Древний Рим, раздираемый варварами. В 313 году император Константин провозгласил государственной религией христианство, которое до тех пор было запрещено. Константин понял, что нет смысла бороться с ним. Христианство пришло на смену господствовавшему ранее многобожью и способствовало единению общества перед лицом внутренних и внешних угроз. Это не могло не отразиться на экономике.
В современной Америке религия играет ту же роль, что и в Древнем Риме после 313 года. В вопросе религии государство официальных шагов не предпринимает, ссылаясь на Первую поправку к Конституции, согласно которой «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной…». Однако если бы религиозность общества не сказывалась положительно на развитии экономики, Первую поправку давно бы отменили.
В спорах сторонников и противников религии часто звучит довод о том, что многие ученые, в том числе и Эйнштейн, верили или верят в бога. На самом деле этот довод никуда не годится.
Если приведенные аргументы
Неверие в бога и «вечную жизнь» выразили соответственно 65,2% и 69% биологов. Среди физиков Национальной академии наук уровень атеизма еще выше — 79% и 76,3%. Большинство остальных опрошенных в обоих случаях отнесли себя к агностикам, и лишь малая часть верит в бога и бессмертие. Наиболее верующими оказались лидирующие американские математики (среди них особенно много выходцев из России): 14,3% — в бога, 15% — в жизнь после смерти. В то же время лишь 7,1% специалистов наук о жизни разделяют мнение о ее загробном существовании и только 5,5% из них считают, что бог есть. Физики и астрономы заняли среднюю позицию: 7,5% верят в господа, в бессмертие — столько же.
Отличается от того, что «90% американцев заявляют, что верят в бога», правда?
У большей части американцев один бог. Чем не однородная серая масса?
С Первой поправкой правители не ошиблись, предоставив каждому человеку свободу вероисповедания.
Результаты, полученные наукой, остаются малоизвестными вне научных кругов. Можно принять радикальную позицию и считать, что это происходит
Американские ученые всерьез обеспокоены растущим разрывом между прогрессом науки и отсталостью общественного сознания, прозябающего в плену невежества и предрассудков. Исследования последних лет выявили связь между неприятием определенных научных теорий взрослыми людьми и психологией маленьких детей
…
Многое в «сопротивлении науке» определяется врожденными свойствами человеческой психики, но
кое-что зависит и от культурной среды. Об этом свидетельствуют, в частности, межнациональные различия в степени сопротивления тем или иным научным идеям. Скажем, неприятие идеи эволюции у американцев выражено намного сильнее, чем в большинстве других развитых стран.
Другая часть правды заключается во всё ухудшающемся образовании. Действительно, зачем государству грамотное и образованное население? Незачем. Вполне достаточно предоставить качественное образование только тем, кто будет работать в науке и технике. Да и этого можно не делать — стоит всего лишь пригласить ученых из других стран. В подтверждение этих слов приведу слова известного математика, академика Владимира Игоревича Арнольда. Первая цитата:
Процветает пустая болтовня, и она заменяет подлинную науку. Я могу продемонстрировать это еще одним примером. Несколько лет назад в Америке шли так называемые «калифорнийские войны». Штат Калифорния вдруг заявил, что выпускники школ недостаточно подготовлены, чтобы учиться в университете. Молодые люди, приезжающие в Америку, к примеру, из Китая, оказывается, подготовлены гораздо лучше американских школьников. Причем не только в математике, но и в физике, химии, в других науках. Американцы превосходят своих зарубежных коллег во всевозможных «сопутствующих» предметах — тех, которые я называю «кулинариями» и «вязаниями», а в «настоящих» науках сильно отстают. Таким образом, при поступлении в университет американцы не выдерживают конкуренции с китайцами, корейцами, японцами.
Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом).
Свободное общество или малограмотная рабочая сила? Яркая индивидуальность или однородная серая масса?
Нельзя не отметить еще одну американскую особенность — всеобщее помешательство на политкорректности. Я убежден в том, что в здоровом обществе не нужны запреты на использование слов типа «черномазый», и в том, что любой мыслящий человек способен одинаково взаимодействовать с людьми вне зависимости от их цвета кожи/пола/физических недостатков. Для нас сейчас характерным показателем является,
— Good morning! — приветствует вас ваш американский коллега — допустим, мистер Джексон — и улыбается при этом своей белозубой голливудской улыбкой.
— Good morning! — отвечаете вы, тоже старательно улыбаясь.
— How are you! — далее приветствует вас американец.
— I am fine. thank you. And how are you? — отвечаете вы, продолжая улыбаться.
— I am fine too, thanks,- не меркнет улыбка мистера Джексона.Вроде бы ничего трудного в этом вежливом акте обмена приветствиями нет. Но вот представьте, что американцы здороваются ровно столько, сколько встречают друг друга в течение дня. Если этот самый мистер Джексон проходит мимо вас пятнадцать раз, то столько раз и надо растягивать губы в улыбке и спрашивать, как он поживает.
Михаил Голденков. Осторожно hot dog! Современный активный english
Действительно, процедура не короткая. Зато можно не запоминать, с кем в течение дня человек уже успел поздороваться, а с кем — еще нет.
Развитие современной науки вообще, и физики в частности, немыслимо без международного сотрудничества.
Приведу подтверждающий пример. Несмотря на неблагоприятную политическую обстановку в пятидесятых годах, специалисты в физике высоких энергий из разных стран решили объединить свои усилия. Так появился ЦЕРН — один из крупнейших центров по ядерным исследованиям. Сейчас наиболее известен эксперимент ЦЕРНа LHC (большой адронный коллайдер). Интерес общественности к LHC связан с тем, что скоро этот ускоритель начнет работать. Непосредственно в проведении экспериментов задействованы несколько тысяч ученых. На проект потрачены миллиарды долларов.
ЦЕРН — один из примеров успешного международного сотрудничества. В связи с этим стоит отметить, что в СССР собирались строить адронный коллайдер. Однако СССР распался, и дальше прорытого тоннеля дело не пошло. В США была похожая история: там тоже хотели соорудить свой ускоритель, но проект был закрыт
Некоторые читатели могут возразить: «Опять написано про противоречие между религией и наукой, опять со своей наукой лезут, куда не следует». В идеале между наукой и религией противоречий нет. Действительно, у них разные цели и задачи, различны области «компетенции». Но на практике,
А вот религиозные деятели не настолько последовательны. Я не буду в очередной раз вспоминать Джордано Бруно. Можно вспомнить недавние нападки на преподавание в школе дарвиновской эволюции:
Дарвинизм не должен преподаваться в школах как безальтернативная и единственная научная гипотеза происхождения мира и человека, считает секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) священник Михаил Дудко.
«Разумеется, эта теория имеет право на преподавание, но только не как безальтернативная и единственная научная картина происхождения мира», — сказал он РИА «Новости», комментируя проведение начавшегося накануне в
Санкт-Петербурге первого в России судебного слушания по иску школьницы против преподавания теории Дарвина.«Разумеется, она (эта гипотеза) входит в противоречие с христианским мировоззрением, которое утверждает, что мир был создан, а не произошел путем естественной эволюции и постепенного превращения неживой материи в живую, а затем эволюции до человека, обладающего сознанием», — добавил священнослужитель.
Мнение по этому вопросу из процитированной ранее статьи на Элементах:
Кроме того, дети гораздо охотнее верят тому «источнику знаний», который демонстрирует полную уверенность в себе и своих словах.
Мямли-ученые с их вечными сомнениями и фразами типа «разумеется, пока это лишь предположение…» никакого доверия у детей не вызывают.В связи с этим нужно отдать должное дальновидности российских наукоборцев, которые мечтают в учебниках биологии после каждой главы добавить сносочку о том, что «есть, однако, и другая точка зрения…», и вдобавок ввести в школах изучение религиозной картины мира. Конечно, учитель биологии, опутанный «сносочками», не сможет так надувать щеки на уроках, как преподаватель «альтернативного предмета». Кому из них поверят дети — сомневаться не приходится.
Следует отметить, что в отличие от «Московского Патриархата» западная церковь чуть более демократична. Как говорил в интервью Арнольд,
…наука подтвердила выводы Галилея, а следовательно, и религия вынуждена была с ними согласиться. Однако современная наука до сих пор утверждает: то, что сказал Джордано Бруно, — гипотеза. Если бы наука подтвердила теорию Бруно, то Ватикан оправдал бы и его. По крайней мере, меня так заверили в Папской академии наук.
Мы плавно перешли к обсуждению вопроса «А что у нас?» Продолжим его в заключительной части статьи.
Об отношении общества и религии можно судить из написанного выше. Поговорим об отношении общества и науки. В связи с этим представляют интерес результаты социологического опроса, в котором выяснялись научные познания жителей России и Европы:
Для того, чтобы определить уровень знаний респондентов, им было предложено определить, соответствуют ли истине 13 утверждений по научной тематике. Уровень познаний в России оказывается несколько ниже, чем в Европейском Союзе: очень хорошие научные знания (от 10 до 13 верных ответов) демонстрируют 22% россиян и 42% жителей ЕС; скорее хорошие знания (от 6 до 9 верных ответов) — 51% и 43% соответственно; плохие знания (не более 5 правильных ответов) — 27% и 15%.
Интерес к науке и технике уживается у россиян с верой в Бога (55%), судьбу (42), приметы (23%), воздаяние за грехи (19%), сверхъестественную силу (16%), гороскопы (10%). Только 18% опрошенных отмечают, что не верят ни в какие сверхъестественные силы и явления. С 2005 г. их доля несколько увеличилась (с 14% до 18%). Одновременно возросла и доля тех, кто верит в приметы (с 18% до 23%), и фаталистов (с 35% до 42%).
Снижение уровня образованности — сложное явление.
Я уверен, что советская система образования была одной из лучших в мире. И я рад, что учусь в то время, когда ее еще не успели окончательно испортить реформами. Я не берусь утверждать, что качественное образование — непоколебимая основа развития государства (хотя вряд ли в долгосрочной перспективе может быть
Ссылки
- Новый обскурантизм и Российское просвещение, Владимир Игоревич Арнольд.
- Академик В. И. Арнольд: Путешествие в хаосе, интервью журналу «Наука и жизнь», №12, 2000 год.
- Пятое правило арифметики, д.
ф.-м. н. В. Доценко, «Наука и жизнь» №12, 2004 год. - Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию, «Элементы».
- Портрет США. Глава 8. Отделение церкви от государства.
Комментарии
Вот
Малоизвестность научных результатов вне научных кругов, разумеется, связана с инертностью мышления, но вряд ли сегодня инертность является определяющей. Когда наука делала открытие за открытием, которые быстро шли в практику — строительство, металлургию, здравоохранение, — тогда у каждого была прямая возможность видеть эти результаты и была возможность изучить научные методы за приемлемое время — теории были относительно несложными. И был интерес получить новые результаты. Кроме того, большое значение имел эффект контраста: догматизм религии, неспособный дать практических рекомендаций по строительству моста, сменился детерминизмом науки. Сейчас теории сложны настолько, что детальное их изучение может потребовать более полжизни, а популярное изложение выглядит набором невнятных аналогий и сомнительных аллюзий. При этом ученые и популяризаторы, перебивая друг друга, «выявляют» неточности высказываний и предостерегают от излишне буквального понимания.
Это очень обширная и сложная тема. В комментарии просто нет возможности рассмотреть ее хотя бы приблизительно. Этот вопрос затрагивается, например, в статье
Противоречия между религией и наукой есть и очень глубокие: принципиально различны методы представления информации, несовместимы методы доказательств утверждений, абсолютно разные цели. Это и не может быть иначе: все религии зародились во времена, когда формальных методов исследований еще не было, когда даже объективная логика, по сути, не существовала. Но на сознание человека и религия, и наука влияют прямо. При этом религиям многие тысячи лет, а современной официальной науке при самой вольной интерпретации не более трех с половиной сотен лет, а при более взвешенной оценке не более полутора сотен. Разумеется, наука по доказательности более убедительна, но доказательства надо еще научиться понимать, а религия предоставляет «знания», ничего не объясняя. Это проще для восприятия, но вызывает массу несоответствий и вопросов.
Что же касается образования, то здесь вопросов больше, чем ответов. «Демократические преобразования», Болонский процесс и реклама ВУЗов — не причины, а следствия. В середине ХХ в. на волне успехов науки можно было смело «отложить» религию в сторону, на усмотрение самих обучающихся (для индустриально развитых стран, для СССР — в обязательном порядке). Сейчас времена в очередной раз поменялись и, в частности, религия восстанавливает свои позиции, что вполне закономерно. Но для образования, как общечеловеческого института, важнее то, что оно стоит перед проблемой совмещения несовместимого в объемах, намного превышающих наличные емкости. Что же касается восторгов относительно качества советского образования, то могу предложить статью «Образование. Личный опыт» на
«Отчасти в такой тирании по отношению к молодому поколению виноват неуместный альтруизм части образованного среднего класса.Им кажется,что рабочие,«низшие классы»,должны получить возможность учиться,возможность,которую столь высоко
ценят они сами. И если родители или дети окажутся настолько неразвитыми,что не захотят использовать открывшуюся перед ними
потрясающую возможность, что ж, немного принуждения не повредит — «для их же блага»,разумеется.
Роковое заблуждение поклоняющегося школе среднего
класса — в нелепом отождествлении формального школьного обучения и общего образования.Образование — это пожизненный процесс, который происходит не только в школе, но и во всех сферах
жизни.Когда ребенок играет, слушает родителей или друзей, когда
он читает газету или работает, он расширяет свое образование.По
сути,школьное обучение — это только малая часть образовательного процесса,и оно пригодно лишь для изучения формальных дисциплин, особенно самых передовых и систематизированных.Элементарные знания — умения читать, писать и считать — легко
освоить дома,ни разу не заходя в школу.
Более того,одна из великолепных особенностей человечества — это его разнообразие,тот факт,что человек уникален,обладает
единственными в своем роде способностями,интересами и наклонностями.Принуждать к формальному обучению детей,не имеющих
к этому ни способностей, ни интереса,— это настоящее преступление,калечащее ум и душу ребенка.»
автор Владимир Шебзухов
В свой срок — попасть на Небеса,
Едва предстал перед Владыкой,
Учёный муж, раскрыв уста,
Вдруг заявил с порога, лихо:
«Спасибо, Господи, за всё!
Но более Ты нам не нужен!
Наука Знания несёт,
Сама творит, прости, не хуже!»
«Не скрою, радует Прогресс,
Науке — Должное отдать!
А… Человека воссоздать,
Поведай мне — каков процесс?»
Уверено учёным мужем –
«Берётся глина, знаю я…»,
Но перебит, с улыбкой, тут же –
«Позволь, но…
Пред кем… уста не раскрывать!
Владимир Шебзухов
Увидев вдруг фруктовый сад,
Спустившись с гор, философ,
Был новой теме очень рад —
Ведь столько вмиг вопросов!
Задав вопрос, искал ответ
И тут же находил…
Здесь недоразумений нет,
Бог мудро поступил!
Растут, цветут, дают плоды
«Жильцы» природы сада.
А, коль свой труд приложишь ты,
Ждёт и тебя награда!
Но наш философ был не прост.
К бровям поднялись веки --
У дыни больно тонок хвост,
На древе же — орехи!
«Пожалуй, Бог промашку дал,
Ведь на огромном древе,
Орешки Он «нарисовал»,
А стеблю дыню вверил!»
Пока философ рассуждал,
Ворча (себе во грех),
На голову его упал
Вдруг с дерева… орех.
«О, Господи, услышь мой глас --
ТВОЁ мне славить Имя!
Что было бы со мной сейчас,
Росла б на древе… дыня!?»
читает автор
видео
Владимир Шебзухов
Хвалился
Монарх гостеприимный:
«Картину чудную люблю,
А потому её хвалю,
Души покой в ней зримый!»
И впрямь
Коль
Едва увидел полотно.
Покой и мир несло оно.
Застыли белы облака,
Прозрачно озеро в горах…
И бабочка,
Вспорхнёт, раскрыв свои крыла.
………………………………………………..
В своё, примчавшись, королевство,
Король найти не может место.
Ему картина стала сниться.
Указ был отдан живописцу.
Дабы, в весьма короткий срок,
Покой изобразить он смог!
Был выполнен его наказ.
Принёс художник полотно.
Сверканье молний много раз,
В картине изображено.
Такое не ласкает глаз.
И кто же будет ливням рад?
Угрюмо небо, водопад…
Любуясь оным полотном,
Король, увидев, обомлел --
Там, где расщелина в скале,
Был кустик… И гнездо на нём.
Хоть буря, ливень, мрак везде
(Поди пойми, порой… творцов),
Сидела птичка в том гнезде,
Высиживая в нём птенцов.
Монарх, казалось, сам не свой,
Но понял, в самом деле --
Мир в сердце и души покой,
На короля глядели…
Оставьте свой комментарий